ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ



2013/2014
УЧЕБНЫЙ ГОД




Адаптация первоклассников 
к обучению в школе

Адаптация в первом классе особый и сложный пе­риод в жизни ребенка, который осваивает новую соци­альную роль ученика, новый вид деятельности учеб­ную. Изменяется его социальное окружение: появля­ются одноклассники, учителя, школа как большая со­циальная группа, в которую включается ребенок. Нако­нец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки к учению: усвоены способы познавательной деятельности, час­тично сформирована мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных усло­виях завершается в первом полугодии.


  Первый год обучения определяет порой успе­ваемость ребенка в течение всей школьной жиз­ни. Первоклассник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
  Начало школьного обучения для каждого ре­бенка сопровождается сильным стрессом. По­ступление в школу вносит большие изменения в его жизнь. Дети испытывают не только чувства ра­дости, гордости или удивления по поводу про­исходящего в школе, но и тревогу, растерянность, напряжение.
  Некоторые первоклассники ведут себя шум­но, кричат, без удержу носятся по коридорам, от­влекаются на уроках, даже могут дерзить учите­лям, капризничать. Другие очень скованны, роб­ки, стараются держаться незаметно, не слышат, когда к ним обращаются с вопросом, при малей­шей неудаче, замечании плачут.
  У части учеников нарушается аппетит, появля­ется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
  В первые дни (недели) у ребят снижается со­противляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, иногда повышается температура, обостряются хронические заболевания.
  Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс затягивается. Наблюде­ния за первоклассниками показали, что психосо­циальная адаптация может проходить по-разному.
 Значительная часть детей (50—60 %) адапти­руется в течение первых 2—3 месяцев обучения.

Другим детям (примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жиз­ни. Они могут до конца первого полугодия отда­вать предпочтение игровой деятельности, не сразу соглашаются выполнить требования учите­ля, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризнича­ют, жалуются, плачут). У этих детей могут быть трудности в усвоении учебных программ.
  В каждом классе есть примерно 15 % ребят, у которых адаптация проходит болезненно и дли­тельно (до одного года). Они отличаются негатив­ными формами поведения, устойчивыми отрица­тельными эмоциями, нежеланием учиться и посе­щать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую ре­акцию протеста, проявляющуюся в дезадаптив-ном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным последствиям для них, вплоть до невозможности получить полноценное образова­ние и найти свое место в жизни.
 Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассни­ков. Только у одних он длится один месяц, у дру­гих — одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Критерии готовности ребенка к обучению в школе 
                                            Причины школьной дезадаптации
8. Завышенные требования со стороны родите­лей отрицательно влияют на адаптацию ребенка к шко­ле. Бывает так, что нормальные, средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Как следствие растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется  низкая самооценка, которая закрепляется такой же оценкой со стороны окружающих.Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, до­биться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличи­вают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать за­дания, чрезмерно контролируют малыша. Это приводит к еще большему торможению развития. Ребенка надо хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), и хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
Общие рекомендации по адаптации первоклассников
Для улучшения самочувствия детей в период адап­тации к школе желательно, чтобы администрация учеб­ного заведения обеспечила выполнение следующих условий: 
 1 день (02.09)
 Первое правило нашего класса: "Когда отвечает один ученик, все слушают".
 Второе правило нашего класса: "Готов к ответу - подними руку".
 Третье правило нашего класса: "Ученик для ответа встаёт".
 Четвёртое правило нашего класса: "В ответ на слова приветствия учащиеся молча встают". Когда в класс во время урока входит взрослый мы тоже молча встаём.
Пятое правило нашего класса: В начале и  конце каждого урока ученики молча приветствуют учителя".
  • правильная посадка ученика за партой;
  • правильно располагать тетрадь;
  • правильно держать ручку.
5 день (06.09)
 6 день (09.09)
7 день (10.09)
9 день (12.09)
Знать алгоритм составления загадок.
10 день (13.09)

  • тюльпан, гладиолус, астра, нарцисс... (садовые);
  • бегония, герань, фиалка, кактус ... (комнатные).
  • зимующие
  • перелётные
  • водоплавающие
14 день (19.09)
Педагогическая готовность к школе опре­деляется уровнем владения специальными зна­ниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратно­го счета, выполнение элементарных математи­ческих операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т. д. Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной програм­мы. Однако высокий уровень педагогической го­товности еще не гарантия успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, имеющие высокую степень педагогической готовности к обучению, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы вы­полнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети с менее высоким уровнем педагогической го­товности гораздо лучше справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школе — это слож­ное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей моти­вации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познаватель­ного, интеллектуального и речевого развития, опреде­ленного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до опре­деленного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психо­логической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личност­ная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и фи­зиологической готовностью к началу систематического обучения.

Остановимся на основных причинах, вызывающих у младшего школьника трудности адаптации к школьно­му обучению.


1. Это может быть несформированность "внут­ренней позиции школьника", представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в об­щении со взрослыми на новом уровне (Л. И. Божович).

О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для шестилеток. У них чаще, чем у детей 6,5—7 лет, затруднено формирование "чувства не­обходимости учения", они менее ориентированы на об­щепринятые формы поведения в школе. Нужно помочь ре­бенку, сталкивающемуся с такими трудностями, принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если их перестанут соблюдать.


2. Слабое развитие произвольного внимания и по­ведения — одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразо­ванием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности меша­ет началу обучения в школе. Анализируя предпосылки, не­
обходимые для успешного овладения учебной деятель­ностью, Д. Б. Эльконин выделил следующие параметры:

• умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ дей­ствия;

• умение ориентироваться на заданную систему тре­бований;

• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

• умение самостоятельно выполнить требуемое зада­ние по зрительно воспринимаемому образцу. Фактически эти параметры и являются тем нижним

уровнем актуального развития произвольности, на кото­рый опирается обучение в первом классе.

3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему воспринимать и стара­
тельно выполнять учебные задания, приводит к трудностям адаптации в начале обучения. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.


4. Ребенок, став учеником, вынужден подчиняться новым для него правилам школьной жизни, что, в свою очередь, приводит к повышению психологического напряжения. Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обру­шиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и со включе­нием ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредствен­ными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нор­мам нужно адаптироваться. Успешность такой адапта­ции во многом зависит от сформированности "внутрен­ней позиции школьника" и учебной мотивации. 


5. Общение с учителем может представлять труд­ность для ребенка. Именно в сфере общения ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста происходят су­щественные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, то это будет произвольность. К началу об­учения в школе в общении со взрослым дети становятся способными опираться не на личный ситуативный опыт, а на все то содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и смысла вопросов учителя. 
  Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи — одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Понятие "уметь принимать учеб­ную задачу" подразумевает способность ребенка выде­лить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на личную интуицию, а на те логические смысловые отношения, которые отражены в условиях задачи. В противном случае дети не смогут решать зада­чи не в силу отсутствия у них умений и навыков или интеллектуальной недостаточности, а по причине не-сформированности их навыка общения со взрослыми. Они будут либо хаотично действовать, например, с пред­ложенными числами, либо подменять учебную задачу ситуацией прямого общения со взрослым. Педагоги, ра­ботающие в 1-м классе, должны понимать, что произ­вольность в общении со взрослым необходима детям для принятия учебной задачи. 

6. Трудности адаптации к школьной жизни, к система­тическому обучению могут быть обусловлены недоста­точно развитой способностью ко взаимодействию с другими детьми. Обычно трудности в общении с одно­классниками возникают у детей, не посещавших детского сада, особенно — у единственных в семье. Если у школь­ников не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учи­телей такого же отношения, к которому привыкли дома. Поэтому такой ребенок испытывает стресс, когда осозна­ет, что учитель одинаково относится ко всем первоклас­сникам, не делая ему снисхождения и не выделяя его сво­им вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера и не собираются уступать.

7. Трудности у детей на первых порах обучения могут быть связаны со специфическим отношением к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятель­ности и ее результатам. Учебная деятельность предпо­лагает высокий уровень контроля, который должен бази­роваться на адекватной оценке своих действий и воз­можностей. Для того чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с низкой самооценкой склонны в каждом де­ле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстни­ками, учатся с явным напряжением, испытывают пробле­мы в овладении знаниями. 
Соблюдайте при этом такие правила:

• Ни в коем случае не сравнивайте посредственные результаты вашего ребенка с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников.

• Хвалите ребенка за улучшение его собственных ре­зультатов. Если во вчерашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен ис­кренне и без иронии родителями.

• Замечайте все малейшие достижения ребенка, оце­нивайте не ребенка, а его поступки.

• Беседуя о неудачах, отмечайте, что все это времен­но, поддерживайте активность ребенка в преодоле­нии различных трудностей.

9. Успешность процесса адаптации во многом опре­деляется состоянием здоровья и уровнем физического развития. Организм должен быть функционально готов: развитие отдельных органов и систем должно достичь адекватного уровня реагирования на воздей­ствия внешней среды.
   Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации перво­классников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, не­которые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих на­блюдается снижение артериального давления (признак утомления), а у некоторых — значительное его повыше­ние (признак переутомления). Неудивительно, что мно­гие первоклассники жалуются на головную боль, уста­лость и другие недомогания. 
Физически ослабленным детям, имеющим хрониче­ские заболевания или склонность к простудам, вторую по­ловину дня лучше проводить дома, а не в продленке, при­чем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. 
 Ребенок стал школьником, но потребность в игре у него осталась. Пусть он какую-то часть времени играет: со сверстниками во дворе, с одноклассниками в группе продлённого дня, дома с родителями, братьями, сестрами. 
 Не забывайте о ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 10 часов). 
  И, конечно, нужно помнить о необходимости психо­логической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности. 
 Соматически ослабленные дети, имеющие хрони­ческие заболевания и стоящие на учете у разных специа­листов, начинают болеть уже в первый месяц обучения, не выдержав школьной нагрузки. К сожалению, сейчас почти 80 % школьников имеют отклонения в состоянии психического или физического здоровья.

Трудности с адаптацией возникают у детей с син­дромом дефицита внимания (гиперактивных). Для них характерны чрезмерная активность, суетливость, не­возможность сконцентрировать внимание. Гиперактив­ными чаще оказываются мальчики, а не девочки.
 Леворукие дети (10 % от общего числа) плохо сри­совывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Их работы характеризуются искажени­ем формы, зеркальностью письма, пропуском и переста­новкой букв при письме, сниженной способностью зри­тельно-двигательной координации.

  В первые месяцы обучения у ребят наблюдается по­вышенная эмоциональная напряженность. Поэтому для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы этот период представляет серьезную опасность для здо­ровья. Неумение младшего школьника понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать свои эмоции и управлять поведением, приемлемыми способа­ми выражать свои чувства — все это может привести к трудностям в эмоциональном и коммуникативном разви­тии, к ухудшению психического и физического здоровья.
  В семьях, где часто бывают конфликты, где взрослые не способны удовлетворить основные потребности ре­бенка в безопасности и любви, дети растут тревожными, нервными. Как следствие — общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые труд­ности автоматически переносятся в школьную жизнь. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет и на учебную деятель­ность, и на отношения со сверстниками.
 В самом распространенном своем значении школь­ная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношени­ям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнеде­ятельности. 
 Однако, говоря об адаптации как о процессе, нужно помнить о двух его сторонах. 
 С одной стороны, человек — это объект приспособ­ления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе — значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требо­вания, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Естественно, что такое приспособление про­исходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются опреде­ленные установки, личностные свойства, делающие ре­бенка хорошим учеником — послушным, старательным, неконфликтным. 
 С другой стороны, адаптация подразумевает не толь­ко приспособление, но и создание условий для последу­ющего развития. Тогда получается, что адаптировать ре­бенка — значит приспособить его к развитию. В этом слу­чае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологи­ческие свойства и умения, позволяющие в нужной степе­ни соответствовать требованиям и нормам, у него сфор­мирована способность развиваться в этой среде, реали-зовывать свои потребности, не входя в противоречия со средой. Адаптация ребенка к школьной жизни строится с учетом результатов диагностики и предполагает созда­ние среды для последующего полноценного развития младшего школьника. 

Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь про­шел плавно и безболезненно, необходимо:

• как можно скорее познакомить первоклассников друг с другом, помочь им увидеть у каждого своего товарища по классу положительные стороны, пока­зать, что каждый ребенок по-своему ценен и инте­ресен: умеет что-то особенное делать, чем-то увле­кается, в его жизни были какие-то интересные со­бытия и др.; 

• начать сразу же формировать коллектив класса, со­здавать доброжелательную и комфортную атмосфе­ру в классе, организовывать взаимодействие между детьми; 

• дать возможность детям проявить себя, самоутвер­диться; 

• обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, са­мореализации; 

• использовать максимально щадящий оценочный ре­жим в сферах неуспеха; 

• оказывать помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; 

• приучать к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм. 

1. Обязательные дополнительные прогулки на све­жем воздухе в группе продленного дня. 

2. Работа спортивных секций и кружков во второй половине дня, способствующих смене деятельности первоклассников.

Объективные критерии, характеризующие 
успешность адаптации первоклассников 
к обучению в школе 


• адекватность поведения;

• вовлеченность первоклассника в жизнедеятель­ность коллектива;

• проявление способности к самоконтролю, к соблюде­нию и поддержанию порядка, к общению со сверстни­ками и взрослыми;

• терпимое и спокойное отношение к наличию вре­менным неудачам;

• способность к поиску конструктивного (оправдан­ного) выхода из сложных ситуаций.

Состояние здоровья ребенка и изменение его пока­зателей под влиянием учебной нагрузки — это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.

Рекомендации педагога-психолога
учителям 1 -х классов по развитию тонкой
моторики руки первоклассников

1. Срисовывание графических образцов (геометри­ческих фигур и узоров разной сложности). 

2. Обведение по контуру геометрических фигур раз­ной сложности с последовательным расширением ради­уса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру). 

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особен­но — вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги). 

4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возрас­та и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому заня­тию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время). 

5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 

6. Конструирование и работа с мозаикой. 

7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером).



МЫ УЖЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ  И УМЕТЬ (ИЛИ УЧИМ)

 1 день (02.09)
Геометрические фигуры: круг, овал, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.Различать цвета: красный, оранжевый, жёлтый, синий, голубой, фиолетовый, зелёный, чёрный, коричневый. Ориентироваться и правильно определять стороны на листе бумаги (верх, низ, лево, право, центр) Что такое режим дня.
2 день (03.09)
 Приветствовать учителя и одноклассников, когда заходим утром в класс. Познакомились с листом в клетку (поля, стороны и углы летки). Оценивать свою работу, сравнивая её с образцом:+    полностью совпадают (без ошибок)-     выполнено с ошибками?     сомневаюсь, есть ошибки или нет Профессии родителей. Составлять словесный портрет (лицо, одежда, что делает).
3 день (04.09)
 Выполнять задания в определённой последовательности.Порядок рассказа о предмете (алгоритм): цвет, форма, размер. Определять нужную последовательность событий (соединять стрелками в правильном порядке).
 Выучили стихотворение:
Быть должны у нас в порядкеРучки, книжки и тетрадки.А девиз у нас такой:Всё, что нужно, под рукой.
4 день (05.09)  Учим стихотворение для физкультминутки (дети должны помнить выполняемые при этом движения).На лужайке, по ромашкамжук летал в цветной рубашке.Жу-жу-жу, жу-жу-жу,я с ромашками дружу.Тихо на ветру качаюсь,низко, низко наклоняюсь.На цветке я посидел, отдохнул и полетел. Понятия "рабочая строка(узкая), "дополнительная (нерабочая) строка" (широкая) для тетрадей в линейку.      Правила, которые надо соблюдать при письме: Учим стихотворение:Я тетрадочку открою ,уголочком положу.И от вас, друзья, не скрою - ручку я вот так держу!Сяду прямо, не согнусь,за работу я возьмусь. Учим гимнастику для пальчиков: (дети должны помнить выполняемые при этом движения).Дружат в нашем класседевочки и мальчики.Мы подружим с вами,маленькие пальчики.Один, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.Один, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать.Оценивать себя с помощью линеечек самооценки.
 Сравнивать (искать сходства и различия) предметов. Пользоваться линейкой (соединить две точки):
Решать простейшие логические задачи (Ваня выше Пети, Петя выше Серёжи. Кто самый высокий? Кто самый низкий?
8 день (11.09)
14 день (19.09)
15 день (20.09)
16 день (23.09)
17 день (24.09)
18 день (25.09)
 Систематизировать предметы (искать для этого основания). Писать графические диктанты. Овощи, фрукты, ягоды. Составлять рассказ (про овощи, фрукты, ягоды) по алгоритму: название - цвет - форма - величина - какой на вкус, на ощупь, по запаху и др. - что и как с ним делает человек.  Найти закономерность и продолжить ряд.
1) приложить линейку так, чтобы она соединила две точки;
2) начертить линию - правая рука карандашом ведёт линию, левая рука придерживает линейку.
Завтра принести любимую игрушку, уметь о ней рассказать
Рисовать цветной узор  и писать элементы букв по данному образцу.
Учим стихотворение для физкультминутки (дети должны помнить выполняемые при этом движения):Утром бабочка проснулась,потянулась, улыбнулась.Раз - росой она умылась,два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела, на четыре - улетела.
Искать закономерность и дополнить нужный предмет.
Сравнивать предметы (сходство и различие).
Уметь договариваться о совместной работе в паре.
Уметь выполнять действия по инструкции.
Знать цвета радуги в определённой последовательности (с опорой на предложение-подсказку):
КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.
Учимся запоминать на основе группировки предметов.
Уметь устанавливать смысловые связиЗнать названия цветов, узнавать на картинках,  уметь делить  на группы: Знать различие между холодной и тёплой цветовой гаммой. Учим гимнастику для пальчиков (дети должны помнить выполняемые при этом движения):По полянке ходишь ты - Расцвели вокруг цветы.Белокрылые ромашки,васильки, тюльпанов чашки.Знать правила дорожного движения (светофор, переход проезжей части, дорожные знаки "Пешеходный переход", "Подземный переход".
11 день (16.09)
 Ориентироваться в помещении и на листе бумаги, правильно использовать в речи предлоги "за", "перед", "на", "в", "между", "справа", "слева", ...
Составлять рассказ по серии картинок.
Знать названия дней недели в правильной последовательности.
 Ориентироваться во времени суток ( утро, день, вечер, ночь).
12 день (17.09)
 Знать названия птиц, узнавать на картинках,  уметь делить  на группы: 
13 день (18.09)
  Учим стихотворение для физкультминутки (дети должны помнить выполняемые при этом движения).Буратино потянулся,раз - нагнулся, два - нагнулся. Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.Развивать фонематический слух (на основе выделения первого и последнего звука в слове; игра в слова).
Уметь заштриховывать  геометрические фигуры (знать правила штриховки).
Учим пальчиковую гимнастику:В гости к пальчику большомуприходили прямо к дому указательный и средний,безымянный и последний.Сам мизинчик-малышок постучался о порог.Вместе пальчики - друзья,друг без друга им нельзя.
Различать понятия "целое" и "часть". Уметь описывать целое по его частям.
Тренировать зрительную память.
Соединять точки по образцу.Штриховать в различных направлениях.
  Находить смысловую связь между предметами.
  Тренировать память. Запоминать предметы путём объединения их в смысловые группы.
  Составлять рассказ (придумывать историю) по картинке.     Развивать фантазию (фантазировать, а не лгать).
  Знать членов семьи (имена, отчества, профессия).
  Рисовать и писать по образцу.
  Производить штриховку по указанному направлению.
  Знать названия видов спорта (5-10), как называют спортсмена, занимающегося данным видом, названия спортивного инвентаря (спортивных снарядов).
Учим пальчиковую гимнастику (дети должны помнить выполняемые при этом движения): Раз, два, три, четыре, пять - будем фрукты собирать.На деревьях мандарины,сливы, груши, апельсины,киви, яблоки, гранат - ах, какой чудесный сад!
  Знать названия пор года и соответственно месяцев.  Знать все 12 месяцев в правильном порядке.
 Знать названия дней недели.
  Уметь выполнять практические действия по инструкции учителя.
 
  19 день (26.09)
  Уметь сравнивать предметы (находить сходства и различия).
  Проводить классификацию предметов по различным признакам.
  Развивать зрительно-моторную координацию.
 Знать названия ягод (черника, земляника, малина, клюква. ежевика, клубника, чёрная смородина, красная смородина, крыжовник, виноград, брусника), уметь узнавать их на картинках.
  Определять взаимное расположение предметов (слева, справа, за, перед, между, рядом).
  Считать в пределах 10.
 
  20 день (27.09) Последний учебный день по адаптации первоклассников.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий